Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:47

Сайт Малявко Нины Валентиновны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
Методические разработки уроков [7]
Тесты по ИЗО [1]
Рабочие программы по ИЗО [0]
Тесты по черчению [0]

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки уроков

Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами
12.05.2013, 22:31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №44 г Сургута ХМАО - Югры

 

 

 

 

 

Конспект урока по изобразительному

искусству в 6 классе

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

 

 

подготовила

учитель ИЗО и черчения

Малявко Нина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

 2013

 

6 класс

Тема: «Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Цель урока: познакомить с различными видами графики и графическими материалами.

Задачи урока:

ü способствовать формированию представлений о печатной графике, видах техники выполнения работ;

ü способствовать развитию пространственного воображения;

ü способствовать формированию интереса к изобразительному творчеству.

Материалы к уроку:  (репродукции или слайды)

·        Олени, переплывающие реку. Резьба по кости из Лортэ. Верхний палеолит.

·        Фигуры на потолке Альтамирской пещеры. Испания. (по рисунку А.Брейля)

·        Античная вазопись. Краснофигурная пелика. Прилёт первой ласточки. ГЭ.

·        Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рисунок. Турин.

·        Леонардо да Винчи. Рисунки, наброски и зарисовки.

·        Д.С. Моор «Ты записался добровольцем?». Плакат, 1920.

·        И. Е. Репин. Невский проспект. Бумага, уголь, карандаш, 1877.

·        И.И. Шишкин. В сосновом лесу. Бумага, графический карандаш, 1877.

 

Задание к уроку: выполнить в графике натюрморт «В мастерской художника - графика»

Ход урока.

Учитель: на этом уроке мы будем говорить, пожалуй, о самом древнем виде изобразительного искусства – о графике. Этот вид искусства хорошо знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не сознавая, вы познакомились с графикой.

Что же такое графика?

Учащиеся: Это рисунки, выполненные на бумаге карандашом или фломастером.

Учитель: Конечно, графика – это прежде всего рисунок. Слово «графика» произошло от греческого слова «графо» - «пишу», «черчу», «рисую». Если вспомнить наскальные рисунки первобытного человека, то рисунок был наиболее древним видом изобразительного искусства, который развивался  вместе со скульптурой и прикладным искусством. Прекрасные образцы рисунка оставила нам античная вазопись. Но самостоятельное художественное значение рисунок приобрёл лишь с конца XV – начала XVI в.в.

Графика – искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал. Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи, скульптуры, ДПИ).

На каком языке говорит графика?

Учащиеся: На языке различных линий.

Учитель: Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

Учащиеся: Нет… Иногда…Да (мнения детей разделились).

Учитель: Цвет в графике используется, но он подчинён линии. Так же, как в скульптуре, цвет в графике условен, он не играет главной роли, как в живописи. К графике относятся рисунки цветными мелками – пастель. Художники – графики используют и водяные краски – акварель и гуашь. И хотя графика, как и живопись, создаёт изображение на плоскости, но отличается она от живописи условным отношением к цвету.

Теперь мы можем записать в тетради определение графики.

Графика – это один из видов  изобразительного искусства, основным изобразительным средством которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна.

Существуют ли в графике жанры?

Учащиеся: Да, конечно.

Учитель: Правильно, для графики характерны те же жанры, что и для живописи. Наиболее любимым для художников – графиков являются портретный, пейзажный и анималистический жанры. Есть и специфический для графики жанр – это карикатура, шарж.

С произведениями графики мы встречаемся в жизни очень часто.

Попробуйте назвать как можно больше примеров различных видов графики.

Учащиеся: Рисунки, гравюры, плакаты, газетные и журнальные карикатуры, реклама, упаковки различных товаров, этикетки, эмблемы, афиши кино и театра, дорожные и товарные знаки, марки.

Учитель: Молодцы! Вы назвали такое количество различных видов графики, что можно запутаться. А чтобы этого не случилось, попробуем разобраться в этом разнообразии, классифицируя графику по двум параметрам:

·        По технике исполнения;

·        По назначению.

(Учитель работает на доске или показывает уже готовый плакат, а ребята записываю в альбомах).

Классификация графики.

I.                  По технике исполнения:

1.     Уникальная, рукотворная графика – это рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные художником в одном экзепляре.

2.     Печатная графика -  позволяющая воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров. Эстамп – (от французского слова «estamper» - штамповать) – печатно – графическое произведение, представляющее собой

Основным видом печатной графики является гравюра – эстамп, напечатанный с форм, на которых изображение вырезано.

В зависимости от материала печатной формы гравюра делится на следующие типы:

I.                   Выпуклая гравюра:

·        Ксилография – гравюра на дереве;

·        Литография – гравюра на камне;

·        Линография – гравюра на линолеуме;

II.               Углублённая гравюра:

·        Офорт – гравюра на металле.

Существуют различные технические способы обработки материала доски: механический (резьба, процарапывание), химический (травление).

II.               По назначению:

1.     Станковая графика – это рисунки и эстампы, не имеющие прикладного значения и несущие самостоятельное художественное значение.

2.     Книжная графика – система формирования конструкции книги, иллюстрации, фигурные буквицы, шрифты, миниатюра.

3.     Прикладная или промышленная графика – это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т.д.

4.     Монументальная графика – плакат, вывеска, афиша, реклама.

(Различные виды графики иллюстрируются примерами репродукций или слайдов)

Учитель: А теперь представим, что мы в мастерской художника, за его рабочим столом. Давайте перечислим, какими графическими художественными материалами пользуются художники – графики?

Учащиеся: Бумага, картон, карандаш, тушь, перо, уголь, пастель, сангина, акварель,  кисти.

Учитель: Замечательно. А теперь выполним творческую работу – графический натюрморт, в котором изобразим рабочий стол художника – графика со всеми материалами и инструментами, которыми он работает.

Вопросы к уроку:

1.     Что является основным художественным средством графики, её «языком»?

2.     Какова роль цвета в графике?

3.     Что общего и в чём различие между графикой и скульптурой, графикой и живописью?

4.     Какими художественными материалами пользуется художник – график?

5.     Какие жанры наиболее характерны для графики?

6.     Можно ли считать все экземпляры эстампа подлинниками?

7.     Имена каких известных художников – графиков ты знаешь?

Категория: Методические разработки уроков | Добавил: Ромашка
Просмотров: 8525 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 Гульнур  
0
спасибо за хороший конспект

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz