Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:18

Сайт Малявко Нины Валентиновны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
Методические разработки уроков [7]
Тесты по ИЗО [1]
Рабочие программы по ИЗО [0]
Тесты по черчению [0]

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки уроков

Методическая разработка урока ИЗО по теме "Изображение японской женщины в кимоно", 5 класс
12.05.2013, 22:27

5 класс

Тема урока: «Изображение японской женщины в кимоно»

Цель: способствовать формированию ценностного отношения к культуре и уважения к обычаям, традициям другого народа.

Задачи:

·        познакомить с особенностями национального женского японского костюма (кимоно);

·        содействовать развитию чувства цветовой гармонии и  живописных навыков, творчества, воображения, навыков восприятия художественного образа;

·        способствовать привитию интереса к культуре Японии.

Оборудование для учителя:

Ø презентация по теме урока с репродукциями картин известных мастеров;

Ø опорный конспект урока;

Ø наглядное пособие с образами японок в кимоно;

Ø ваза с ветками цветущей сакуры, выполненные из природного материала, веер, кукла в одежде кимоно;

Ø музыкальное оформление;

Ø персональный компьютер.

Оборудование для учащихся:

белая бумага, краски, кисти, ножницы, клей, шаблоны фигуры человека.

 

Задание: изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, причёски, волнообразного движения фигуры для коллективного панно «Праздник цветущей сакуры».

 

Музыкальный ряд: музыкальная японская композиция «Сакура».

 

Литературный ряд: японская поэзия Отомо Якомоти.

 

 

Ход урока.

Урок проводится на фоне тихой японской музыки.

I.                  Организационный момент.

Проверка и организация рабочих мест, психологический настрой учащихся.

II.              Формирование новых знаний.

(Звучит японская музыка)

Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, народу,  какой страны может принадлежать эта музыка?  (Ответы учащихся)

 

Есть в Тихом океане голубые острова

Кюсю, Хонсю, Хоккайдо и Сикоку.

На них лежит волшебная страна,

 Краса и гордость Дальнего Востока.

Учитель: Что вы знаете о Японии? (Строят много роботов, машин, самый высокий вулкан Азии Фудзияма (Фудзи),  расположена более чем на 4 тыс. островах, столица Токио, составляют икебана из цветов и веток, выращивают карликовые деревья – бонсай).

Ещё ребята в Японии среди шумных улиц и небоскрёбов туристы могут встретить старинные японские храмы  - пагода.

Учитель: Кто знает, как в народе называют эту страну? Как вы думаете, почему её так называют? (Жители Японии называют свою страну страной восходящего солнца, так как она расположена на островах Тихого океана и раньше других встречает рассвет, приветствуя солнце).

Учитель: У каждого народа есть свои национальные праздники.  Япония страна  традиций. В  этой стране, как ни в какой другой их очень много, к примеру – почитание старших, большая любовь к детям, 3 марта праздник девочек, 5 мая праздник мальчиков. Бережное отношение к окружающей среде. Весной все идут любоваться цветением дикой вишни – сакурой, летом – ирисов, а осенью хризантемами  и клёнов.

Но один из самых любимых праздников в Японии праздник цветения сакуры.

В Японии лишь раз в году
Цветёт сакура-вишня,
Лишь день стоит она в цвету,
Скрывая ветки, листья.

Японская вишня, которая расцветает чудесными розовыми цветами, как бы приветствуя своим цветением приход весны.

Люди тоже приветствуют цветение природы – пробуждение жизни. Женщины выходят на улицы в самой нарядной национальной одежде.

Учитель: Ребята,  вы знаете, как называется эта одежда? (Кимоно)

Тема нашего урока «Изображение японской женщины в кимоно».  Сегодня на уроке познакомимся с женским кимоно, с его основными элементами и создадим коллективное панно «Праздник цветущей сакуры».

 

Посмотрите на портрет японской женщины.  Опишите черты её лица.  (Тонкий идеальный овал лица  (лицо покрывалось белилами),  маленький алый рот, длинные миндалевидные глаза, «соболиные» узкие брови, удлинённая статная  шея, изящная фигура, сложная причёска со множеством шпилек, нарядное кимоно) .

Брови выщипывались и рисовались тушью, выше их естественного положения, именно эти, нарисованные, брови воспеваются японским поэтом Отомо Якомоти.

Когда, подняв свой взор к высоким небесам,

Я вижу этот месяц молодой,

Встаёт передо мной изогнутая бровь

Той, с кем один лишь раз

Мне встретиться пришлось!

Кимоно - прямой халат  с уложенным в бант на спине  широким поясом  и с широкими рукавами.  Полы кимоно не застёгиваются, а запахиваются.

 Широкий пояс с бантом  на спине  носится выше талии, делая японку плоской спереди  и горбатой  сзади.  Пояс  в кимоно  имеет особое значение.  Согласно народным японским  представлениям душа находится в животе. Человека с большим животом в Японии  принято считать великодушным. В женском костюме пояс оби вообще является главным украшением.  Он выполняется  из  дорогих шелковых тканей светлых ярких тонов  и нередко может стоить  в несколько раз дороже самого кимоно.

Кимоно довольно сложный ансамбль,  он состоит не менее чем из 12 разных предметов одежды. 

Разумеется, к кимоно подходит далеко не вся обувь, поэтому японцы до сих пор носят только подошвы, сплетенные  из соломы которые  придерживаются ремешками,  надетыми на большой палец. Традиционной японской обувью являются сандалии  гэта и таби.

Дополнением к кимоно служит веер.

Существует много разновидностей кимоно: женские, мужские, для мальчиков, для девочек, для новорождённых малышей, верхние, нижние, домашние, визитные, официальные, летние, парадные, спальные, курортные и другие. Каждое  кимоно имеет своё название, зависящее от типа, формата росписи, ткани и др.

Расцветка женских кимоно зависит от вкуса, настроения, времени года и случая, по которому оно надевается, и конечно, от материального достатка. Большая часть орнаментов взята из традиционных сюжетов четырёх времён года. Рисунок на кимоно может рассказать целую историю, например, изображение танцующих или летящих журавлей - это послание удачи и долгой жизни. Рисуя на ткани бабочек, японцы желают счастья. Опадающие весной цветы вишни символизируют недолговечность и изменчивость жизни, а долго цветущие хризантемы, наоборот, о долголетии. В начале XVII века популярным был мотив цветущих пионов, символизирующих знатного, благородного, знаменитого человека.

 И только кимоно для невесты утикакэ, остаётся белым. До церемонии бракосочетания невеста всегда одета в белые одежды с вытканным изображением журавлей, символов счастья, или гирляндами символических цветов.

Мы рассмотрим с вами, что из себя представляет кимоно незамужней девушки и замужней женщины.

—  Кимоно незамужней девушки - незамужние девушки обычно носят кимоно с очень широкими рукавами, доходящими до пола. С самыми искусными вышивками и росписями.

—  Праздничное кимоно замужней женщины – «Хомонги» означает "одежда для визитов". Оно богато узорами. Иногда один большой рисунок занимает всю поверхность кимоно.  На этом кимоно есть узор в верхней части - сзади на правом рукаве и правой части спины и спереди на левом рукаве и в левой части груди. Как и у всех кимоно замужних женщин, рукава - короткие.

 

Учитель:  Как вы думаете, с помощью чего мы можем достоверно и убедительно передать атмосферу национального праздника?  (Изображая женщин в кимоно, старинные храмы Японии, цветущую сакуру ).

 

III.           Практическая работа.

Показ учителем на доске рисования ветви сакуры и японки в национальном    костюме.

Сегодня вы будете выполнять коллективную работу.  Сначала работаете индивидуально над изображением фигуры японки в кимоно. Вырезаете ножницами изображение женского образа из альбома и приклеиваете на общее панно, на котором изображён сад из цветущих японских  вишен - сакуры, древний храм – пагода.  И получается панно «Праздник цветущей сакуры», где в саду гуляют женщины - японки. Изображая праздничное кимоно, используйте яркие краски.

Повторить ТБ при работе с ножницами.

IV.           Подведение итога урока.

Ребята, как на ваш взгляд, получился у нас праздник?

Посмотрите, что можно сделать, если дружно взяться за дело. Эта коллективная работа – результат стараний каждого из вас.

(Закрепление нового материала проходит в игровой форме «Собери веер для японки».)

1.     С культурой, какой страны мы познакомились на уроке?  (Японией)

2.     Как называется национальная одежда японцев?  (Кимоно)

3.     Как называется пояс, одеваемый на кимоно?  (Оби)

4.     Традиционная японская обувь? (Таби, гэта)

5.     Как называется древний японский храм? (Пагода)

6.     Назовите, любимый весенний праздник японцев? (Цветение вишни - сакуры)

 

 

 

Категория: Методические разработки уроков | Добавил: Ромашка
Просмотров: 4085 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz