Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 06:51

Сайт Малявко Нины Валентиновны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
Методические разработки уроков [7]
Тесты по ИЗО [1]
Рабочие программы по ИЗО [0]
Тесты по черчению [0]

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки уроков

Методическая разработка урока по теме "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись"
12.05.2013, 22:21

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №44 г Сургута ХМАО - Югры

 

 

 

 

 

Конспект урока по ИЗО
в 5 классе

«Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

 

 

подготовила

учитель ИЗО и черчения

Малявко Нина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

 2013

 

5 класс

Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

Цель: способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.

Задачи урока:

1.     способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;

2.     содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

3.     способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Материалы к уроку: бумага красного и чёрного цвета, ножницы, клей, цветной картон, чёрная и красная акварель или гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.

Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.

Зрительный ряд: презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись», репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз, элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз, видеофильм о греческих вазах,  раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.

Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса.

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

На этом этапе происходит психологический настрой учащихся.

II.               Формирование новых знаний.

(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

Учитель: Ребята, эта музыка написана греческим композитором Крисом Сфирисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми – это в Греции.

Многие из вас вместе со своими родителями, родными, знакомыми имели возможность побывать в этой удивительной стране.

Ребята, а что можно привести в виде сувенира из Греции?  (Дети перечисляют)

А ещё ребята Греция с древних времён славится своими вазами.  (Демонстрация сувенирной вазы).

Тема нашего урока сегодня «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись».

Сегодня на уроке мы познакомимся с греческими вазами, со стилями росписи, орнаментами и сюжетами.

Ребята, а вы знаете

·        из какого материала делали вазы;

·        как называют станок мастера, который изготовляет вазы;

·        что делают с вазами, чтобы они были прочными?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим небольшой сюжет видеофильма. (Просмотр видеофильма и ответы на вопросы).

Ребята, а вы знаете, для чего использовались вазы?  (Ответы детей)

У каждой вазы было своё назначение, своё дело в домашнем хозяйстве. Вино и масло хранили в стройных вазах с двумя ручками. Их называют амфоры.  Большие вазы, в которых вино смешивали с водой, прежде чем подать к столу, называют кратерами.

Посмотрите на иллюстрации  и скажите,  чем отличаются  амфора и кратер друг от друга? (Ответы детей: форма, размеры, роспись).

Вывод:

амфора -  изящная, стройная, её сравнивают с фигурой женщины, с узким вытянутым горлышком;

кратер – глубокая ваза, с широким горлом, похожим на вершину вулкана, который называется кратер.

Да, ребята, как вы заметили,  все вазы расписывались чёрным лаком по красно – рыжей обожжённой глине. Секрет лака не разгадан и до сих пор.  Более  старая манера росписи была

·        чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

А более новая

·        краснофигурная – (демонстрация)  фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.

При изучении темы «Древние образы в народном искусстве» мы узнали, что такое орнамент (определение).

Назовите виды орнамента?   (растительный и геометрический)

Посмотрите на вазы. Какими видами орнамента украшены они?  (растительный, геометрический)

Правильно, горлышко и низ вазы украшали растительным и геометрическим орнаментом. А стенки ваз расписывали мифологическими сценами.

А также расписывали сценами из жизни древних греков (демонстрация).

При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Хранят вазы в музеях. Знаменитая ваза хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображены мужчина, юноша и мальчик, которые показывают взглядами и жестами на ласточку в небе и переговариваются: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!».

Сегодня на уроке ребята,  у вас есть возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её…

III.           Практическая работа.

Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Вспоминается ТБ при работе с ножницами. Вспоминается с детьми, как симметрично вырезать форму вазы.

Учащимся раздаются иллюстрации с различными  формами  ваз.

IV.           Закрепление нового материала.

Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза,  учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.

1.     Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке?  (Греческая вазопись)

2.     Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент)

3.     Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)

4.     Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры)

5.     Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)

6.     Что значит, чёрнофигурный стиль росписи?   (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).

7.     Что значит, краснофигурный стиль росписи?   (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).

V.               Подведение итогов урока.

Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.

VI.            Домашнее задание.

Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.

Список использованной литературы

1.      Свиридова. О.В. Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград, «Учитель», 2007

2.      Вигасин А. А. , Годер Г. И. ,Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 класс.

3.      Куманецкий К. История культуры Древней Греции. М., 1980.

4.      Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах , именах  и названиях. Минск,1996.

5.      Искусство №21. М.,АО « Красные Холмы, 2001.

 


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.     http://live4fun.ru/shop/goods/16854

2.     http://www.google.ru/imgres

3.     http://www.google.ru/search?q=%

 

 

Категория: Методические разработки уроков | Добавил: Ромашка
Просмотров: 3543 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz